?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Казаки и мужики, шляхта и быдло, исторические параллели
казаки кавалерия лошади
karabai96
Меня как человека занимающегося историей кавалерии не могла не интересовать польская шляхта. Более того я планирую сделать несколько публикаций на эту тему. Безусловно блестящая конница, храбрые люди. То же можно сказать и о казаках.
Но дело вот в чем, ни одна воинская каста, ни один народ воин не может обходиться без базовой идеологии. Вот и шляхта обрела или изобрела такую идеологию. Называется она "сарматизм". Суть сводится к тому, что шляхта считает себя потомками сарматов, грозных воинов покоривших "быдло", т.е. людей работающих на земле.



В советской и российской историографии идеология сарматизма считается историческим мифом. Однако учитывая любовь наших историков к различного рода недостоверной беллетристики в виде "вновь обретенных" летописей думаю что, не всё так просто. Но я не хотел бы в рамках этого поста разворачивать дискуссию на данную тему, но все же замечу что, именно конные народы зачастую покоряли народы земледельческой культуры и сливались с ними. Интересно и то, что казаки в частности казаки донские, резко противопоставляли себя "мужикам".




Само слово "мужик" имело презрительный оттенок и в наше время если вы назовете потомка казака, мужиком он может сильно обидеться, и даже нанести вам не сильные телесные повреждения. Давайте сравним некоторые особенности поведения шляхты и казаков.
Итак мужик у шляхты это быдло, у казаков помимо слова мужик, бытовало слово "хамлет" и просто "хам". Согласитесь где-то очень близко.



Стержнем поведения шляхты является гордость и храбрость, доведенная порой до безумия. Гордость,она же в обеих языках "гонор", отличительная черта шляхтича и казака. Только вот с безумной храбростью у казаков не вышло. Казаки люди прагматичные работающие на результат. И если у шляхтича военная добыча это следствие войны, то у казака "дуван" это главная задача на войне. И сколько бы не велась воспитательная работа в царских войсках, эту черту или стремление казака к военной наживе искоренить не удалось до сих пор.
Далее. Простота, широта души, любовь к сельской жизни к пирам и охоте.
Это пожалуй общая черта, как казаков так и шляхты. У казаков любовь к охоте описывалась всеми бытоописателями, а вот с широтой души зависит от войска, и даже конкретного ареала обитания казаков. Низовые донские казаки которые древнее всех, "вертопрахи", верховые домовитые. Но любовь к природе и сельской жизни фиксировалась у казаков всегда. Один из участников Вёшенского восстаия говорит "я казак вольный люблю волю и природу".
Презрение к трудовому классу и мещанам. Несмотря на то, что казаки бывало уходили в мещане, процент был мизерным. И любви к обработке своих наделов тоже не наблюдалось. Многие сдавали в аренду иногородним и ходили в лаковых сапогах по станице. Казак как и шляхтич порождение Поля и войны. В природе казака нет стремления рвать жилы на пахоте или при уборке хлеба. Казак как и шляхтич по натуре не крестьянин. А ведь и шляхтичам иногда приходилось закладывать сабельку, на идти с плугом за лошадкой. Потому родилась пословица, что польское шляхетство легче пера. При Екатерине Второй, огромной части шляхты было отказано в записи в Бархатную книгу. Т.е. отказано в потомственном дворянстве.
В польской среде сам сарматизм приобрел внешне восточные черты. Т.е. в одежде шляхта подражала "сарматам" и одевалась как ... казаки. И наоборот. Но вот интересный момент, в битвах с турками полякам приходилось нашивать дополнительные знаки различия вплоть до привязывания пучка соломы, по одежде они были не различимы.
Поляк



Донской атаман



На мой взгляд корни "социального расизма" (который однозначно плох и даже отвратителен) и шляхты и казаков, лежат в том, что и те и другие изначально, исторически не принадлежали к земледельческому обществу. Так у донских казаков нет бытовой обрядовости связанной с земледелием. А роль всадников в до индустриальную эпоху и их социальный статус, были всегда выше статуса земледельца и соответственно его роли в обществе.



Каждый народ имеет свою национальную психологию. И как говорится в известной пословице "Из мужика казака не слепишь", и наоборот в эпоху когда война уступает место технологиям и производительному труду, казакам уже трудно или порой невозможно сделаться мужиками. Возможно где-то здесь лежит вопрос о провале различных "возрождений" и прочей псевдоказачьей ереси. Задумайтесь об этом.



  • 1
А как быть в этом случае с шолоховской нетленкой? Я имею ввиду "Тихий Дон". Михал Лександрыч описывал семью Мелеховых, как рачительных хозяев, умеющих и любящих работать на земле.

Шолохов описал не традиционную казачью семью. Есть не только воспоминания но и статистика тех лет. Очень многие казаки сдавали свои наделы в аренду. Да и как можно любить работать если в самую страдную пору проходили военные сборы?

Источник сейчас не вспомню, но мысль там была следующая. Шляхта и хлопы в большинстве своём антропологически различны меж собой. Шляхта в своем большинстве имеет более тёмные глаза и волосы, чем хлопы, а также более грациальное телосложение.

Думается мне, что сравнение казаков и шляхты в РП не очень корректно, так как шляхта была (организационно и юридически закреплённо) привилегированным сословием, а казаки таковыми не являлись. Привилегированными были казачьи дворяне. Да, казаки во времена крепостного права были лично свободными (до известной степени) и ими не владел помещик. Но ведь не одни казаки в РИ таковыми были.
Если взять высокий социальный статус воина-всадника, то он, думается мне, начал сильно девальвироваться еще с 17 века, когда стали появляться регулярные армии и в кавалерийских частях стали массово служить простолюдины. В России это произошло с реформами Петра Первого. Соответственно, кавалерист перестал быть синонимом дворянина. И конник-драгун или гусар стал таким же солдатом как фузилер (мушкетёр) или гренадер. Офицер-дворянин остался, а дворянин (шляхтич)-кавалерист стал достоянием истории.

Вопрос не в привилегиях, а в личном позиционировании. И потом не стоит забывать что, 70% русской конницы это казаки. Гусарские полки до 1874 года созданные на основе слободских казачьих полков, тоже комплектуются казаками. Но смысл не в этом. Казаки всегда предпочитали службу и войну, прочим занятиям. Потому даже в советское время в казачьих семьях старались служить.

Все же думаю у казаков не социальные причины были в этом противопоставлении, а этнические. Ведь казаки себя русскими не считали. И противопоставляли себя любому неказаку, будь то мужик, мещанин, дворянин или даже священник.

"Возможно где-то здесь лежит вопрос о провале различных "возрождений" и прочей псевдоказачьей ереси" - не могли бы, за ради, пояснить, что имеете в виду?

1)Вы точно юрист?Высшее юридическое имеете или это не основной профиль вашего образования?Про поляков подобное не мог написать юрист с серьезным юридическим образованием)))

2)"Мужики" это узко региональное,архангельско-мурманское слово.В публицистику его ввели славянофилы,оттуда он попал в худ. литературу,в общий обиход простонародья "мужик" стал входить только в конце 19 века.
Да да,я охотно верю,что каждый донской казак не раставался с полным собранием сочинений Аксакова и Киреевского.А уж за борьбой западников со славянофилами казаки следили с особым интересом,выписывали дорогие журналы и читали друг другу вслух......ВЕРЮ(нет)
"Хамлет" из той же оперы фейков.
3)Иногородние на Дону это в основном украинцы.Для украинцев и казаки и русские это кацапы,различий они не видели.Немногочисленые русские на Дону это в основном староверы,у староверов казак-неказак вначале антогонизма не было,ну или был не так развит.



Вот просто интересно, сколько нужно иметь мозгов, чтобы Дмитрия Ивановича Вишневецкого, легендарного Байду основателя Сичи обозвать поляком...завязывали бы с боярышником

  • 1