В разных источниках год выпуска указан как 1992 - 1993, но в основном это 1993 год. Совместный фильм, Польша - Россия - Франция и даже Бельгия.
Как и в прежних рецензиях, будет и про, коней и казаков, однако перед этим стоит, коснуться, самих событий Российско - Польских отношений, 1863 года. А точнее, того, как фильм исказил саму суть этих событий. Восстание 1863 года, было спровоцировано отнюдь не широкими народными массами, (как раз в это время в Польше полным ходом шло освобождение крестьян). а польской аристократией, которая никак не могла смириться с утратой роли "коллективного монарха" или "коллективного президента". Анархическая суть, польской аристократии, бунтовала против русского имперского порядка, введенного в Польше. Вспомним о том, что еще император Александр I, в 1815 году даровал Польше Конституцию, которую признавали одной из самых демократичных в Европе. Но глубинная ментальная суть, этого вопроса, лежала еще и в "польком гоноре", который никак не мог смириться, с тем, что некая раса "недочелловеков", смогла подчинить себе Польшу. Польские историки, 19 века и более поздних веков, изображали к примеру поход Поляков на Москву в Смутные времена, как поход, католических конкистадоров, в области диких схизматиков, "индейцев", с благородной миссией, отдать всех неверных под власть Римского папы. Полковник - донец Епифанов отмечал, что по политическим делам преимущественно проходят «помещики, ксендзы и шляхта. При этом симпатии как тогда писали "русско - литовского населения", лежали целиком на стороне России.
В фильме, "индейцев" будут представлять донские казаки под руководством, русско - татарского актера Сергея Каюмовича Шакурова. Надо сказать, что Сергей Каюмович, весьма неплохо смотрелся в этой роли, а посадка в седле, даже при неких огрехах верховой езды, смотрелась на уровне потомка, природных всадников.




Это выглядит еще забавнее и смешнее, на фоне того, что, в Польше, крестьяне не пользовались вообще никакими правами, и случаи пыток, сдирания заживо кожи и повешения крепостных было делом обычным. Причем без всякого суда. При этом свободы наблюдались только у шляхты. К примеру шляхтич мог прийти на бал к королю, в кафтане из приговоров королевского судьи в отношении этого шляхтича. Тема зверств российских войск проходит красной нитью по всему фильму. При этом мы имеем расхождение с исторической правдой, хотя бы в том, что сами повстанцы подвергали русских пленных, самым немыслимым пыткам.
«Высочайший манифест 31 марта о даровании прощения мятежникам – здешним полякам не принят как бы подобало с сочувствием, но заметно произвел между ними еще более нерасположение к русским; число мятежных шаек в последнее время противу прежнего появляется более, но их наши войска везде преследуют и при встречах всегда разбивают на голову и разумеется с огромными для них потерями; убыль в наших отрядах от этих стычек самая ничтожная; дух вообще в наших солдатах отличный и все только с нетерпением ожидают встречи, чтобы порядком поколотить безмозглых поляков».

Сама фабула фильма не представляет интереса, и сводиться к тому, что некий русский аристократ с плебейской фамилией Еремин, прибывает в Польшу, куда он направился по своей воле, после личной, душевной драмы. Службу он начинает с донским казачьи офицером, и польским дворянином на русской службе.

Душевный надлом нашего героя начинается с того момента, как "русский - поляк" ( в центре), отдает приказание повесить бедного еврейского мальчика, якобы за помощь восставшим.

Главный герой Еремин фильма, видимо не знал, что вешать евреев у польской шляхты, было чем то вроде, национального вида спорта. Тем не менее душевная травма налицо.
В ходе фильма, он и храбро ведет свой эскадрон в бой, и чуть не погибает от "порченного коня", которого ему продает офицер поляк, на русской службе.

По ходу действия фильма с героем происходят внутренние, духовные метаморфозы, и он все более проникается пониманием,правого польского дела.
На самом деле, "превращения" Еремина, не плод фантазий авторов сценария, многие образованные русские молодые люди, под влиянием левых идей, в том числе и Герцена ( русский патриотизм это сифилис), признавали право, польского народа на самостоятельную жизнь. Правда при этом презрение к русскому народу, порой зашкаливало. О начале ментального сифилиса, среди русской интеллигенции мы можем судить по письмам князя Кропоткина, как писал П.А. Кропоткин, накануне польского восстания 1863 г. образованное общество склонялось к тому, что насилие в отношении другого народа будет благоприятствовать господству гнета в самой России; поэтому, когда начались волнения, деньги в помощь полякам собирались по всей России, а в Сибири даже открыто. Потому терзания некого "графа Еремина", не выглядят столь уж неправдоподобно.
Возвращаясь к кинематографическим образам донцов в фильме Эскадрон , стоит лишь позабавиться глядя на откровенные чучела, созданные руками польских костюмеров.


Нисколько не сомневаясь костюмеры вооружили казаков шашками образца 1881 года, а события то 1863... Но подобная небрежность ремесленников от кино, скорее не исключение, а правило.
В фильме задействованы еще два, российских актера, Алексей Серебряков, и Виктор Проскурин. Вряд ли их роли можно назвать заметными, но без их участия фильм смотрелся бы еще более плоско и нелепо.




Journal information