karabai96

Categories:

Ислам и тюрки.

В этой статье я хотел бы поговорить о причинах принятия тюрками ислама, поскольку в предыдущих публикациях я касался этой темы, и тема Ислама будет пронизывать мои публикации на тему истории Турции и османской империи. Начать я хочу с одной пословицы, "Тюрки всегда воюют с соседями, если им не с кем воевать то они воюют между собой." В любом тюркском народе есть "ген экспансии", поскольку кочевник не может остановиться на достигнутом, он всегда идёт вперёд, за горизонт, к новым пастбищам и если на его пути встречаются страны и города он завоевывает их. Этот "ген экспансии" сохранился и в осёдлых народах. Малая Азия была наполнена различными племенами, которые ещё до появления здесь ислама, исповедовали различные христианские "ереси"вроде арианства и несторианства. Надо сказать что, несторианство было сильно распространено среди тюрок во времена Батыя, так они написали о народах Батыева царства - " Еретики-несториане настолько далеко ушли от католиков Европы в вере и образе жизни, что поддержки от них ждать не приходится". Первоначально несторианство зародилось у тюркского племени уйгуров, охватило монголов, В 1287 году уйгуры послали двух священников, Раббан Маркоса и Раббан Бар Савма, в паломничество в Иерусалим.

Но дело в том, что христианство в целом, а особенно католичество и православие, изобилуют догматическими учениями в которых не в силах порой разобраться даже просто приходской священник.Воинам - тюркам, нужна была религия, которую можно принять условно - "не слезая с седла". Само учение Пророка Мухаммеда, стало столь распространённым среди арабов не потому, что сами арабы были его энергичными сторонниками, а потому что сам халифат в свое время превратился в игрушку в руках тюркских наемников – гулямов, мамелюков, кулов. Именно они, будучи военной «костью», и, стало быть, далекими от богословских споров, стали инициаторами упрощенческого подхода к теологическим вопросам, рационализации религии. Для воина - тюрка, всякого рода рассуждения о божественной либо человеческой природе, о разного рода тонкостях религиозного культа, были предельно чужды. Эти рассуждения возникают в городах, среди образованной части населения, у которого есть достаточно времени для схоластических споров. Для воина формула "Нет Бога кроме Бога", оптимальна и достаточна. Более того, государство в частности Халифат, теряет монополию на проповедь, ведь первоначальное распространение ислама среди тюрок, происходило путём проповеди дервишей. Древнейшим братством дервишей считается «элвани», основанное шейхом Элваном в VIII веке. Первые такие сообщества создавались исключительно в религиозных целях и проповедовали аскетический образ жизни с отказом от мирских благ. Эти религиозные братства в частности орден Бекташи, являлись своеобразными орденами, целью которых было распространение ислама. И разумеется дервиши с их культом отказа от мирских благ, в нестяжательством становятся особо популярными среди простых тюрок, поскольку они выглядели и говорили так же, как люди из народа. Деградация и распад Халифата, был связан именно с тем, что правители Халифата не имели монопольного права на религиозную проповедь. И хотя арабы в 715 году подчинили своему влиянию районы Хорезма, Ферганы, Кашгара и Туркестана именно этот факт позволил наёмникам тюркам проникнуть в воинские структуры Халифата и в конце концов разрушить его. Хотя в дальнейшем султаны османов смогли соединить государство и религию, сделав ислам религией своей империи.

Многие исследователи сходятся в том мнении что, ислам идеально сошёлся с национальным характером исконных тюрок (мы сейчас не берём тюркизированные народы) , будучи людьми "прямой воли" они с презрением относились ко всем тем ухищрениям распространённой среди народов - торговцев, они чтили гостеприимство, они испытывали отвращение ко лжи, обману, непостоянству, ветрености, предательству, сдерживая обещание даже ценой собственной жизни. Эти люди уважали старших и любили порядок, справедливость, не закрывали глаза на царящее вокруг беззаконие. Эти утверждения дают основу для понимания почему Византия имея православное христианство в основе своего государственно - идеологического аппарата не смогла обратить тюрок в свою веру. Тюрки отлично видели все пороки византийской системы, коррупцию и мздоимство, пренебрежение интересами своего народа, бесконечные династические войны, основанные на лжи и предательстве.

В этой статье я постарался затронуть не столько исторические факты сколько мировоззренческие вопросы. Поскольку историю мало знать, её нужно понимать. В следующих публикациях, я расскажу о становлении "государственного ислама" или ислама являющегося государственной религией в Османской империи и о том, как османские правители стали лидерами мусульманского мира.

promo karabai96 november 2, 2012 16:35 12
Buy for 10 tokens
Были ли донские казаки "рыцарями православия"? Современный идеологический флер витающий вокруг донских казаков, совершенно не соответствует реальной истории донцов. Если бы я стал собирать, все факты, укладывающиеся в эту тему в одну публикацию, то получилась бы увесистая книга. Потому…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded