karabai96

Category:

Донские казаки на службе Османской империи (часть вторая).

В своей прошлой публикации мы остановились на общих причинах и условиях перехода донских казаков на службу Османской империи. Одной из основных причин, такого перехода было постоянное наступление Московской администрации, на права войска. И в первую очередь, царь желал, как можно полнее ограничить права донцов на внешнюю экспансию, запретить морские походы, торговлю ясырём (пленными) и , как основное уничтожить донской флот. Набеговая экономика была основой существования войска и именно эту основу пыталась выбить из основания славного Войска московская администрация. Навязывание собственной церковной администрации с правилами отличными от народных верований донцов, также стало одной из причин возникшего недовольства. Разумеется донские казаки рассматривали возможность поиска убежища в случае усиления репрессий со стороны Москвы. Примером для них послужило сотрудничество запорожских казаков и крымских ханов. В середине 1620 годов запорожские казаки приняли активное участие в династической борьбе на территории Крымского ханства, поддержав Шагин-Гирея, бросившего вызов турецкому султану. В 1626 г. донцы, недовольные утеснениями со стороны Михаила Романова и царской администрации в Астрахани, заявили о своей готовности уйти «в турского царя землю и учнут жить у турского царя.»

В мае 1708 г. казаки-булавинцы (донские повстанцы) писали кубанским (османским) казакам следующее: «А есть ли царь наш не станет жаловать, как жаловал отцов наших дедов и прадедов, или станет нам на реке какое утеснения чинить, мы Войском от него отложимся и будем милости просить у вышнего творца нашего владыки, а также и у турского царя…» Как мы видим донские казаки, активно искали другой способ существования, альтернативный никонианской Москве, которая всей своей крепостнической сутью, была враждебна казачьему миру и искали иной путь существования, пускай и в мусульманской стране. Отметим, что ислам не допускал существования рабства в отношении единоверцев, в отличие от никонианского православия допускавшего владение единоверцами на уровне вещи. Следует отметить, что Донское войско изначально формировалось за счёт тюркского или смешанного степного элемента, об этом пишет известный историограф Дона, начала 20 века Янчевский. Пополнение войска славянским элементом, уравновешивалось притоком не славянского женского контингента. О не славянском происхождении, низового донского казачества говорил и известный историк и меценат Дона Мартынов. Первым сделавшим раскопки Сеитова кургана. Это не могло не сказаться на общей толерантности, донских казаков и закубанских и крымских "татар". По свидетельству путешественников того времени донские казаки 17 -18 века внешне мало отличались от тех же крымцев и отлично владели тюркским наречием. Отголоском этого, является наличие множества тюркизмов сохранившихся в донском казачьем диалекте. Противостояние казаков мусульманскому миру, есть ни, что иное как расхожий пропагандистский мир. Центром донского казачьего мира, цивилизационным ориентиром была не далёкая Москва, а ближайший Азов. Именно отсюда например к казакам пришёл обычай пить кофе и солить маслины. Уже в 17 веке часть донских казаков перебираются жить в Азов, за что получают прозвище "охрияне".

Аллават-мурза в начале XVIII в. он был лидером наврузовцев, которых ученые даже второй половины XVIII в. локализовали «по левой стороне Кубани при реке Лабе» (И. Георги, 1799 г.). Именно татарам Казыева улуса хан приказал в свое время помочь первым кубанским казакам (т.е. донцам ушедшим к хану) строить городок в междуречье Кубани и Лабы. В 1691 году донские казаки (новые кубанские) объединились для набега с азовскими татарами, а захваченный славянский полон продали в Азове. Около 1692-1693 гг. 150 кубанских (донских) казаков и азовских татар, выступившие под командой Кубек-аги, «били под Маяцкой», захватив в полон 17 человек. В 1696 году еще один отряд ханских донских казаков напала на астраханских стрельцов на Каспийском море, захватив часть людей в плен. Бежавший из ногайского плена стрелец М. Казанец показал на допросе в Азовском разрядном шатре 20 сентября 1696 года, что весной 1695 года вместе с другими служилыми людьми он был отправлен на Каспийское море «для воровских людей казаков-охреянов в стругах двести человек». На р. Ярке, впадавшей в море, его струг подвергся нападению казаков-ахреян, численность которых стрелец определил в «полтораста и болши». В 1697 году «человек с полтораста» Кубанских казаков-ахреян и черкесов напали неподалеку от Астрахани на работников рыбного «насада» и частью их полонили. Бывшая полонянка Марфа Тимофеева показала в Азове 18 мая 1697 г., что была пленена татарами и «охреянами» по дороге из Полатова в Усерд, «не доезжая Полатова». Полонянка Анна рассказала в мае 1701 года, что была пленена кубанскими едисанами вместе с мужем, двумя сыновьями и стрельцами между крепостями Черный Яр и Терки. Пленников «роздуванили всех», причем в захвате полона казаки-ахреяне не участвовали. Однако Анна досталась именно «ахреяну казаку Софрону Тимофееву, которой живет на Кубане с охреянами ж в городке».

Войсковые (московские) Донские казаки, сообщая в 1693 году о выступлении Кубека-аги с казаками-ахреянами и с ногайскими мурзами к Волге на рыбные ватаги, говоря о наличии в их рядах "раскольщиков" и "ахреян". Решая стратегические задачи Османской империи по сдерживанию натиска нарождающейся сильной России на Северный Кавказ, донские казаки продолжали заниматься работорговлей, как одной из форм существования казаков того периода. Они пользовались, как новыми возможностями безопасной жизни, так и включали в свою деятельность прошлый опыт существования в лояльном Москве Донском войске. Деятельность первых ханских казаков создала почву и условие для массового исхода казаков под владычество Османской империи в последующие периоды и в первую очередь после поражения атамана Булавина в войне за независимость Донского войска от Российского государства. Но об этом мы расскажем в следующих публикациях.


promo karabai96 november 2, 2012 16:35 12
Buy for 10 tokens
Были ли донские казаки "рыцарями православия"? Современный идеологический флер витающий вокруг донских казаков, совершенно не соответствует реальной истории донцов. Если бы я стал собирать, все факты, укладывающиеся в эту тему в одну публикацию, то получилась бы увесистая книга. Потому…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded