Москва упряжная - гужевая.

Не так много лет прошло на самом деле, когда последние лошади покинули улицы Москвы. А ведь именно лошади мы обязаны, в том, что в военное лихолетье, в годы Гражданской войны, в Великую Отечественную войну город Москва не встал в транспортном коллапсе, вовремя подвозились продукты и даже промышленная продукция.

Возможно именно сейчас после эпидемии КОВИД -19 мы осознали, насколько хрупка технологическая цивилизация и что, наверное неплохо просто сохранить умение перевозки грузов и людей с помощью безотказной лошадки. Очень жаль, что в Москве которая некода славилась своими извозчиками полностью исчез гужевой транспорт. А ведь в такой стране, как Австрия, в её столице Вене, экипажи запряжённые лошадьми пользуются законной популярностью. Что, мешало проложить трассы для извозчиков, например вокруг Кремля или по части исторического центра Москвы?

С московскими извозчиками из города исчезла целая колоритная прослойка её населения. А ведь, как интересно писал о них Гиляровский!
Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдевших извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием.
Так не радушно встретили московские извозчики автора будущей знаменитой на века книги «Москва и москвичи». А в будущем каждый извозчик знал его адрес Столешников переулок дом 9.

Московские извозчики рекрутировались из самых разных мест и как правило из крестьян, отставных солдат, редко коренной житель Москвы занимал место возницы. Пожалуй это напоминает то, как сейчас формируется состав московского такси. Особой категорией извозчиков были так называемые «ломовые извозчики».

Это особая категория извозчиков, которая занималась перевозкой грузов. Значительная часть конюшен ломовых извозчиков располагалась в Замоскворечье (для не москвичей это через реку, напротив Кремля). На месте одной из таких конюшен, в начале Лаврушенского переулка на его пересечении с Кадашевской набережной жил автор этих строк. Я ещё помню рассказы старожилов, о зимних драках на льду «канавы», т.е. обводного канала, где «ломовые» били всех.

Каждая гужевая повозка имела свой номер, который перекочевал на неё с груди (жетона) извозчика. В Москве проводились регулярные «техосмотры» гужевого транспорта, как до революции, так и после неё. Ведь гужевой транспорт существовал, даже в то время, когда в Москве открылось метро.

Извозчики постоянно находились в центре общественного внимания ведь учитывая, что именно они перемещали граждан по городу, то они становились и участниками различных событий.
25 марта, в 10 часу вечера, легковой извозчик кр. Ивлев, проезжая с Е.Н.Опочининым по Долгоруковскому пер., наехал на деревянный ящик, которым была прикрыта большая яма, образовавшаяся вследствие обвала. Ящик отлетел в сторону, лошадь рухнула в яму, пролетка опрокинулась на вылетевшего из нее г.Опочинина и придавила Ивлева. С тяжкими ушибами тела, оба пострадавшие отправлены в приемный покой Тверской части.
Интересно, что на закате своего исторического пути в Москве насчитывалось 60 тыс (!) извозчиков и это несмотря на то, что движение извозчиков в пределах Садового кольца было полностью запрещено в 1937 году. Чем объяснить такое количество извозчиков на конец 30-х годов? Город разрастался за счёт пригородов, которые состояли на тот момент из барачной и частной застройки. Взять к примеру Марьину Рощу.

Это сейчас Марьина Роща практически центр Москвы, а тогда это была трущобная окраина, где находилась конечная остановка московского трамвая, от которого далее можно было добраться только на извозчике. Да и в годы строительства метро станций рядом не было.

Как мы видим границы города на 1939 год очерчены современной нам МЦК, который проложен по путям Московской окружной дороги. Как видно из карты постройки к окраинам сильно разрежены, а прилегающие к городу Черёмушки, Кунцево, и.т.д. являлись по сути просто деревнями. И разумеется добраться до дома от станции МОЖД, можно было только на извозчике либо на слабо развитом общественном транспорте. Трамвайные линии в то время были также развиты, но роль такси, всё же оставалась за извозчиками.

Содержание труда извозчика не менялось веками. Это уход за лошадью, упряжью, транспортным средством и разумеется не нормированный труд. И спит извозчик не от лени, а потому, что работал день и ночь. Извозчики сменили коней на автомобили, а суть профессии оказалась та же. И всё же жаль, что не слышно боле в Москве стука лошадиных копыт, да окрика извозчика, «Посторонись!» «Эх пошла мил-л-лая!»
Journal information
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital201
- Friends of252
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo