karabai96

Казачья работорговля. Рецензия на статью Д. Сеня "Казачий ясырь".

Донские казаки 17 начало 18 века.
Донские казаки 17 начало 18 века.

Очень интересный материал опубликовал уважаемый мною профессор ЮФО Дмитрий Сень, относительно торговли ясырём со стороны донских казаков. Статья которую вы можете найти по адресу https://vk.com/@donlandtelegraph-kazachii-isyr изобилует точными историческими данными, которые преподносятся читателю в виде цитат из первоисточников, исторических документов размещённых в архивах. Первое и наиболее  важное в статье это определение термина «набеговая экономика», т.е. работорговля, и точное определение её субъектов, для Кавказа и Северного Причерноморья. Это Донские казаки, черкесы и ногайцы, турки-османы из Азова (Азака), торговые армяне и татары — подданные Гиреев и Османов. О работорговле и рынках сбыта я уже писал ранее в публикации https://karabai96.livejournal.com/67263.html где документально подтверждена работорговля в Воронеже и то, что в Московии куда уходил ясырь был устойчивый спрос на него. В то же время я не соглашусь с выводами Д.Сеня о том, что донцы торговали исключительно мусульманами. В это публикации показывается что, казаки успешно торговали греками и армянами не считая их единоверцами https://karabai96.livejournal.com/130042.html . Вопрос религиозных предпочтений донцов, остаётся до сих пор открытым и требует подробного изучения. 

Автор совершенно верно отделяет выкупные ситуации, т.е. когда пленников содержали для выкупа, с непосредственной торговлей ясырём. Автор справедливо упоминает «Таким образом, работорговля относилась к числу традиционных занятий Донских казаков. » Этот тезис требует разъяснения. Дело в том, что цена одной ясырки (в зависимости от достоинств конечно) достигала годового жалованья московского дьяка средней руки. 

Совершенно правильно в статье сделан акцент, на то что, торговля ясырём была столь значимым источником дохода Войска, что по сути являлось основанием его экономического суверенитета, и что первое на что покусились московские власти, так это на право донских казаков владеть и торговать ясырём, а также вести разменные операции по выкупу пленных. Причина по сути понятна, это было связано с тем, что набеговая экономика нарушала политические планы Москвы во взаимоотношениях с Османской империей. Интересны также упоминания в статье об армянине «Симонове» скорее всего Симоняне, вёдшего бизнес по размену пленными откупу пленных и видимо весьма прибыльно, а также упоминание кубанских казаков — ахреян, сделанное без пояснения, видимо автор считает что, читатели его статьи это люди, что называется « в материале», и не перепутают предков теперешних кубанцев, с донцами переселившимися за Кубань под власть дома Османов. Разъясню, что «ахреянин» это человек из казаков, как правило из раскольников принявший ислам. Но при этом и самих раскольников не принявших ислам тоже называли ахреянами. Следовательно среди донцов — кубанцев было не мало людей перешедших в ислам. При этом важно отметить, что ахреяне принимали участие в набегах на русские города «Хаджи Селим-Гирей, который во время своего последнего пребывания на престоле (1703-1704 гг.) организовал набег на Царицын, Пензу, Симбирск, Саратов. Причем калмыки, обещавшие российским властям охранять степное порубежье, не оказали кубанцам активного противодействия. Несмотря на запреты и угрозы Бахчисарая, кубанские кочевники и казаки-ахреяны продолжали осуществлять набеги на русские окраины, включая Дон.» Описание вовлеченности казаков старообрядцев в работорговлю, причём своими же казалось бы единоверцами христианами поражает масштабами — «с начала 1690-х гг. различные группы воровских казаков, ушедших на Северный Кавказ, захватывали в полон стрельцов, казаков, работных людей и др. российских подданных. География таких захватов была обширной — от Белгородской черты до прикаспийских территорий. Примерно в 1691 году Донские казаки объединились для набега с азовскими татарами, а захваченный славянский полон продали в Азове. Около 1692-1693 гг. 150 кубанских казаков и азовских татар, выступившие под командой Кубек-аги, били под Маяцкой, захватив в полон 17 человек. Свою часть полона Кубанские казаки беспрепятственно продали в Азове, получив за каждого полоняника по 10 алтынов, после чего направились на Кубань.» Тут возникает вопрос почему старообрядцы торговали христианами? И этот вопрос требует разъяснения. Дело в том что, казаки старой Веры не считали никониан христианами и поступали с ними как, с чужаками, людьми другой веры. Вопрос «свой — чужой» стоял всегда очень остро и открыто в отношении казаков и иных христиан. Причём отношение к никонианам могло и осложняться отношением, как к отступникам от истинной Веры, что ставило их в положении худшее чем было у мусульман. 

При этом не только сам ясырь но и дуван (добыча материального характера) привлекала казаков — ахреян. «В 1697 году «человек с полтораста» Кубанских казаков-ахреян и черкесов напали неподалеку от Астрахани на работников рыбного «насада» и частью их полонили. Бывшая полонянка Марфа Тимофеева показала в Азове 18 мая 1697 г., что была пленена татарами и «охреянами» по дороге из Полатова в Усерд, «не доезжая Полатова». Полонянка Анна рассказала в мае 1701 года, что была пленена кубанскими едисанами вместе с мужем, двумя сыновьями и стрельцами между крепостями Черный Яр и Терки. Пленников «роздуванили всех», причем в захвате полона казаки-ахреяне не участвовали. Однако Анна досталась именно «ахреяну казаку Софрону Тимофееву, которой живет на Кубане с охреянами ж в городке». В другом случае «кубанцы и воровские казаки» совместно «дуванили» полон — 12 астраханских стрельцов.«»

Таким образом Д.Сень выводит достаточно чёткую классификацию, по торговле ясырём на Дону, Кавказе и Северном Причерноморье. Это традиционная связка «ясырь и дуван», а также откуп пленных и размен пленных.  Не совсем понятна и географическая локация выкупленных казаков. «Повезло и другим Донским казакам, захваченным было в полон ногайцами: у них оказались казаки-свойственники в Копыле, с подачи которых кубанский Шагим-султан приказал освободить Донцов и велел им жить и служить в Копыле.» Я поискал названия «Копыл» и нашёл такое название разбросанным по огромной территории, от Украины до Ярославской области. Но скорее всего это закубанье, тогда не понятно, пленники выкупились и остались служить султану? Упоминаются и цены по истине огромные «Упоминавшийся выше С. Тимофеев хотел в 1701 году взять 100 руб. «окупу» за полонянку Анну или, как он повелел посредникам — торговым татарам, вернуть ее из Азова назад на Кубань.«» 100 рублей при цене 3 рубля за корову, это поистину не малые деньги! В ходе чтения статьи можно установить чёткую методику работорговли. Набег с грабежом, далее либо продажа ясыря, либо выкуп за не малые деньги. При этом в процессе участвует хозяин ясыря, посредник и лицо выкупающее пленника. Автор совершенно верно делает вывод, что работорговля и набеговая экономика, являлись архаичными способами существования и разрушались, как Россией, так и Османской империей. Еще один очень важный вывод делается о высокой степени адаптации донских казаков — ахреян к существованию, как непосредственно на Кавказе, так и на территориях подконтрольных Османской империи. Делая их частью этно — сообщества этих территорий. Пожелаем автору дальнейших успехов в работе! 


promo karabai96 november 2, 2012 16:35 12
Buy for 10 tokens
Были ли донские казаки "рыцарями православия"? Современный идеологический флер витающий вокруг донских казаков, совершенно не соответствует реальной истории донцов. Если бы я стал собирать, все факты, укладывающиеся в эту тему в одну публикацию, то получилась бы увесистая книга. Потому…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded