Categories:

Туркмены и казаки . Сплетение судеб.

Донские казаки давно знакомы с туркменами. Да так, что само название донской папахи, «турухменка», ещё долго бытовала в донских степях и станицах. «Казаки! Атаман турухменку гнёть!» Именно от туркменов, папаха распространилась сначала в Южное Закавказье и донские степи, и уж только потом попала на Северный Кавказ. Если посмотреть на приведённое фото, то в чертах многих донских казаков можно угадать огузские черты. Кровь огузов очень сильная. Да и диалектизмы — тюркизмы донского «гутара», а также донская национальная кухня имеют именно огузские, а не кыпчакские заимствования. 

Даже известные всем, донские азямы и архалуки имеют именно огузское происхождение, как и кушаки. Всем известное слово «чирики» происходят от огузского слова «чарык», обувь без задника. Такая обувь особенно удобна, поскольку наши народы имеют обычай разуваться при входе в дом. Корни огузов — туркмен очень древние. Уже в III тыс. до н.э. нынешнюю территорию Туркменистана населяли предки современных туркмен, называемые в «Авесте» турами. Это они впервые применили коня в военном деле, что надолго обеспечило им преобладание над армиями Древнего Востока. Это они в VII в. до н.э. более чем на 1500 лет покорили весь Ближний и Средний Восток. На территории Туркменистана полное поражение потерпели несокрушимые до тех пор армады персидских царей Кира II и Дария I. Александр Македонский не стал испытывать судьбу и обошёл туркмен — огузов стороной. Даже объединение Китая (в 231 году до н.э.) произошло не без их помощи. Известно также, что в середине VIII в. регулярная армия Китая возглавлялась огузским ханом Ань Лушанем, который какое-то время даже правил империей, пользуясь поддержкой соотечественников. Особый интерес вызывает то, что туркмены оставили свой след в истории арабов, все халифы IX – XII вв. были сыновьями туркменских женщин, а туркменские гвардейцы составляли ядро халифской армии. Своей могучей военной силе, туркмены были обязаны уникальной ахалтекинской породе лошадей, которая не только оставила след в донской породе, но и приливается до сих пор. Чтобы было понятно, прилитие крови, близкородственных пород не считается породной смесью, как например, было бы при смешении кровей немецких и донских лошадей. На этих лошадях, туркмены в разные периоды своей истории вели боевые действия от Китая до северной Европы. Удивительно но туркмены служили даже в частях Фридриха Великого! Они оказывали воинские услуги Великим Моголам, но самое интересное что, в конце 16 начале 17 века, часть туркменских племён переселились в низовья Волги и стали служить московским царям неся пограничную службу. 

Ежегодно выставлялось 500 всадников со своим провиантом, лошадьми и фуражом, которые поступали в распоряжение Астраханского казачьего войска. Фактически они принесли в низовья Волги и Дона, а также на Северный Кавказ, воинскую конную культуру. 200 джигитов во главе со старшиной Ураком сражались в Европе в составе корпуса генерала Савельева в 1804–1807 годах. В 1812 году туркмены составили отдельный полк. Само слово «джигит» пришло на Дон, абсолютно не с Кавказа, а от тех огузов что, осели на Дону. Само слово «джигит» искажённое «йиит», от слова «Йии» лучший. Означает «удалец», «молодец». 

дин из казаков, участник кампании 1880-1881 годов, сказал писателю Евгению Маркову: «Текинцы молодцы! Казакам нашим, где ж до них, хоть и те ничего народ! Чего лучше – один против наших пятерых бьется и не сдастся никогда». А генерал Н.И. Гродеков в 1883 году отмечал: «Не было высшего преступления, как изменить своим, и потому никто не сомневался, чтобы кто-либо из их среды мог быть изменником.» историк Н. Латкин отмечал: «Туркмены и особенно текинцы горячо любят свою родину и готовы защищать ее до последней капли крови, что они и доказали при Геок-Тепе, где русские потеряли больше, чем вообще за время завоевания в Средней Азии». Огузы всегда отличались религиозной терпимостью. Именно потому они так легко покорили просторы Малой Азии и заняли Константинополь. В одном из текинских селений, туркмены увидели молящихся солдат и тут же пали на колени. Когда русский солдат, с удивлением спросил, разве не грех им молиться не по своему обряду? Те ответили ему — ««Я знаю, что вы молитесь тому же Богу, что и мы, ибо Бог один... отчего же и мне не молиться с вашими кази?» (Кази - священник) .

Будучи конниками от рождения, они как, и все конные народы, были людьми «прямой воли», т.е. не склонны к коварству, если речь не шла конечно о войне, прямые, благородные и открытые. Конные народы с малых лет, вырастая среди лошадей, с молоком матери получали знания о том, что конь всегда разгадает, труса, подлеца, и не даст сесть на себя и владеть собою. Ведь владение конём, не терпит «заднего» ума и коварства. Конь всегда разгадает натуру всадника. Текинские кони жили в холодное время года, в юртах, и содержались в удивительной чистоте. Будучи членами семьи, их выкармливали с рук, давая сухой творог, сушёные фрукты, зачастую отказывая себе во всём. Генерал Н.И. Городеков в 1883 году писал: «Не было высшего преступления (среди текинцев), как изменить своим, и потому никто не сомневался, чтобы кто-либо из их среды мог быть изменником.» 

Туркмены конного дивизиона
Туркмены конного дивизиона

Император Александр III, после кровопролитных боёв при Геок — Тепе, взял политический курс на умиротворение туркменских племён и склонению их к добровольной службе России. Несмотря на взаимные кровавые потери такая политика увенчалась успехом. «Условия комплектования в общем таковы же, как и других милиционных частей, существующих на Кавказе, т.е. в него поступают туземцы по добровольному желанию, причем от казны выделяется каждому всаднику-джигиту один кавалерийский карабин и 25 рублей в месяц. На эти деньги он должен содержать себя и лошадь... В Закаспийской области при сформировании пограничного надзора Закаспийского таможенного округа желающих служить... туркмен оказалось втрое более числа имевшихся вакансий... И надо отдать полную справедливость джигитам Туркменского конно-иррегулярного дивизиона, что все они в своих национальных барашковых папахах (тельпек), в халатах с погонами с изображением на них букв «Т», опоясанные ремнями с блестками, к которым прицеплены кривые туркменские шашки, и с винтовками-берданками за плечами представляют из себя типы отчаянных, лихих наездников и рубак...» (1901 год, «Закаспийская область).
В 1909 году русский офицер Д.Н. Логофет в своих путевых заметках также положительно отзывался о туркменских конниках: «Это хорошая воинская часть, – писал он, – Сидящая на отличных конях. Служба всадников совершенно та же, что и наших казачьих частей. Офицеры же... частью производятся из тех же всадников... Вообще туркмены представляют собой прекрасный материал для комплектования нашей кавалерии. По своему характеру и веками усвоенным понятиям эта народность, особенно желательная в рядах нашей армии». По сути туркмены влились в русскую армию, на схожих условиях, что и донские казаки, таким причудливым образом история казаков и туркмен вновь переплелась. 

Два первых эскадрона этого войска отлично сражались при Кушке с афганской кавалерией. Полковник Алиханов, командовавший ими, дал им белое знамя, на котором с одной стороны было вышито золо­том, арабскими буквами слово «Аллах», а с другой – буква «А» с царской короной, инициал Императора Александра III. Во время атаки знаменосец был ранен в рукопашной схватке. генерал А.В.Комаров специально отметил героизм туркмен: «Джигиты упо­требляли все усилия стать достойными государевыми слугами и своей кровью за­служили право на братское товарищество с регулярными войсками». Атака царско­го отряда на вчетверо пре­восходящего по численности противника была так стремительна, что афганцы отступили к Герату, потеряв при Ташке – при 600 человек уби­тыми, 8 орудий и два знамени. Эмир афганский Абдуррахим-хан писал: «Ан­глийские войска и офицеры были до та­кой степени испуганы и нервозны, что бежа­ли в диком замеша­тельстве, не будучи в состоянии отличить друзей от врагов».

Туркменская конная милиция - аналог казаков.
Туркменская конная милиция - аналог казаков.

24 февраля 1885 г. – офи­циальное рождение нового воинского подразделения – Туркменской конной мили­ции, куда вошли лучшие джигиты из милиционеров ахалцев и мервцев. Был назначен и ее начальник – капитан Петр Петрович Калитин, од­новременно состоящий при войсках Кавказского военно­го округа. 19 декабря 1885 г. подразделению был выдан штандарт (отличающийся от знамени мервской милиции): на желтом полотнище пере­крещиваются две красные полосы и в середине надпись черными буквами «ТРК». поручик цар­ской армии туркмен X.Хаджиев: «В диви­зион поступали лю­ди, искавшие подви­га и удали, поклонни­ки храбрых, жаждав­шие приключений и, наконец, желавшие научиться военному искусству. Это были сыновья ханов, сер­даров, знатных турк­мен, которые хотели продолжать удалую жизнь отцов. Это  желание впиталось в них с молоком ма­тери. Желающих поступить в дивизион было много, но правительство их не хотело принимать, ибо требуемое число людей было пополне­но, а вместе с тем, еще существовало опасение вооружать сынов Ахала, история покорения которого была еще свежа в памяти». 

30 января 1911 г. Турк­менский конный-иррегулярный дивизион был переиме­нован в Туркменский конный дивизион. Это была великолепная воинская часть, джи­гиты сидели на обученных чистокровных ахалтекинцах. Всадники служили, по всей вероятности, по 15-20 лет. А впереди их ждала самая кровопролитная в истории человечества война и русская революция пришедшая на туркменскую землю.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded