Previous Entry Поделиться
Последний марш советской кавалерии.
казаки кавалерия лошади
karabai96
Привожу вам воспоминания Давида Яковлевича Гуревича о последнем высокогорном марше кавалерии. Действительно к тому времени из за развития средств массового поражения крупные кавалерийские подразделения оказались беззащитными перед современным оружием. Справедливости ради нужно сказать, что перед тактическим ядерным оружием бессильны и танки. Но вот беззащитность от действий авиации была на лицо. Тем более что, опыт Великой Отечественной показал, что наша авиация не в состоянии обеспечивать тактическое прикрытие любого рода войск и надежд на взаимодействие мало. Но тогда еще не знали, что наступает эра других войн, войн партизанских и террористических, когда бои идут малыми группами, и через 25 лет, советские военноначальники закостеневшие в догматическом перенесении опыта Великой Отечественной на современные боевые действия, уже не будут знать что, делать с конницей пуштунов в Афганистане. Им придётся учиться воевать заново, потому что никто не хотел строить опорные пункты и воевать с ними по правилам "цивилизованной войны". А вопросы прикрытия с воздуха будут решать высокомобильные ПЗРК, и даже грозные стальные машины будут легко поражаться с мобильный противотанковых комплексов или же с РПГ.
А теперь я привожу текст воспоминаний Гуревича.


Памирский марш советской кавалерии.
Из воспоминаний Давида Яковлевича Гуревича, директора Музея Коневодства ТСХА
---
В начале 1950-ых годов в Советской армии еще оставались четыре кавалерийские дивизии: 4-я и 5-я-на Северном Кавказе, 6-я-в Средней Азии и 7-я-в Забайкалье. В 1952 году командованием Среднеазиатского военного округа, было принято решение о проведении на Памире марша и учений с применением кавалерии, с целью выявления возможностей ее применения в высокогорной местности. Из трех полков 6-й кавдивизии, два стояли в Алмаате, один-в Семипалатинске. Для участия в марше были выбраны 13-й кавполк,саперный эскадрон,эскадрон связи и горно-стрелковых полк из частей СВО.
В начале августа, выгрузившись из теплушек на ж/д станции Карасу под г.Ош, войска двинулись походным порядком по Памирскому тракту. Конечная цель-поселок Мургаб, центр Восточного Памира.Высоты,которые должны будут преодолеть бойцы превышали 4,5 тысячи метров, на перевалах лежал снег и лед, поэтому весь личный с был одет в зимнее ватное обмундирование, теплые шапки-ушанки, весь личный состав прошел противочумную вакцинацию, т.к в том году на Памире была вспышка чумы, разносчиками которой являлись сурки. Также все бойцы получили по тюбику с бесцветной губной помадой (что поначалу вызвало смех) для защиты губ от растрескивания на жестоком памирском солнце и ветрах. Колонну кавалеристов сопровождали машины ЗИС-5 с ветслужбой, медиками и даже военторговским буфетом. Ветеринары обычно проезжали вперед и,пропуская мимо колонну, оказывали необходимую помощь лошадям,некоторых грузили на машину (со специально наращенными бортами) и отвозили к месту привала. Низкое атмосферное давление и недостаток кислорода плохо переносили и люди и лошади. Некоторых возрастных офицеров пришлось спустить вниз, а лошадей за время похода погибло около 20 голов. Основной причиной гибели животных были колики с заворотом кишок. Особенно поразила всех смерть коня командира саперного эскадрона. Утром подполковник как обычно сел на своего любимца, но через несколько шагов конь рухнул на бок, несколько раз дернулся и умер. Вскрытие показало разрыв большого кровеносного сосуда передней брюшной артерии.



Колонну обеспечивали фуражом, продуктами и даже водой машины пограничного автобата, т.к по ночам замерзала вода в окрестных речках. Но не все страдали от высокогорья. Так, полковник Забудкин, дивизионный врач,на одной из стоянок на спор легко забрался на горный хребет, а спустившись и получив выигрыш-две бутылки водки, спокойно распил с товарищами.
Учения показали полную несостоятельность кавалерии как войсковой единицы в условиях памирского высокогорья. Эскадронам было негде укрыться, рассредоточиться, и они были беззащитны перед налетом авиации. Вскоре было принято решение о расформировании кавалерии. В 1953 году расформировали 7-ю кавдивизию, в 1954-6-ю, а еще через год и остальные. Также были расформированы кавалерийские училища, высшие офицерские кавалерийские курсы (КВОКШ) и штаб кавалерии. Строевые лошади остались лишь в конно-спортивном дивизионе в Москве и в погранвойсках.

  • 1

Был неудачный опыт с возрождением кавалерии на Восточном Памире в начале афганской войны.

Хотели горно-въючную заставу(около 64 голов коней) использовать для подвоза боеприпасов в зоне ответственности Мургабского погранотряда на Малом Памире(ДРА).

Коней подняли в спешке без акклиматизации,собирали по всему округу,и сразу на 4000м,дурачье и среди генералов имеется.....солдат тоже набрали по принципу в седле удержался -вперед.....толком ни подготовки ни плана ее не было,надо бы в среднегорье месяц-два.....ну короче начался падеж конского состава,где-то более 20 лошадей пало,по признакам вроде миоглобинурия(садились по-собачьи),еще горная болезнь,гоняли по дури....пришлось срочно расформировать и спустить оставшихся лошадей вниз-в соседний отряд на высоту 3000м,тут они все отлично себя чувствовали и остались служить Родине.....а замысел был хороший,нашим парням очень бы лошадки там пригодились,а то БМП духи за сто верст слышали....да и дорог толком нет на перевалы-так тропки.


Привет, Сергей!

Как твой Капеллан поживает? Если правильно запомнил имя...

Привет! Каппелан к сожалению пал. Опухоль мозга. Причем в этот год пали от опухолей ещё лошади.

Жаль... Но этой участи не миновать никому, вопрос времени.

В последние два года я присел на байдарку, сейчас Дон иду от самого истока, две недели назад добрался до Воронежа, следующий промежуточный финиш - Белогорье, нужно погоду подобрать.

Очень интересно! Напиши как там от Воронежа река, сколько понтонов будет на пути?

При подготовке к сплаву, с некоторых пор, я обязательно просматриваю спутниковые снимки всего запланированного участка на предмет наличия препятствий у путей обноса.

На участке от Воронежа до Белогорья, если на считать третьего понтонного моста в районе Воронежа, насчитал два - в Старой Хворостани и в Коротояке. Как выйдет на практике, отпишусь. На плоту хотел дойти?

У меня на страничке есть отчеты по Дону от истока до Воронежа.

У меня же дом в Воронеже, есть идея купить ближе к пенсии плав средство для дальних походов по Дону.

Про дом помню. У меня для дальних походов по Дону планируется катамаран на солнечной энергии, но против течения на нем ходить не планирую - непродуктивно.

Я знаю, что на небольших алюминиевых моторках по Дону до Азова ходят, и даже не все понтонные мосты приходится по берегу обносить. По ссылке хороший отчет о прохождении всего Дона на нескольких плавсредствах - http://fishboatlive.ru/forum/viewtopic.php?t=1270&p=89442

Ниже Белогорья остается два понтонных моста - один в Старой Калитве, а второй в Галиевке, что рядом с Богучаром. Дальше открытая вода до Цимлянска, где шлюзы, и еще ниже порядка трех гидроузлов.

  • 1
?

Log in